Юридической службой ВО ОПОРА РОССИИ подготовлен очередной обзор по наиболее актуальным вопросам изменения законодательства РФ.
Информация ФНС России от 24.07.2018 “Госдума предусмотрела коэффициент, ограничивающий ежегодный рост налога на имущество физлиц”
Госдумой принят проект федерального закона, изменяющего порядок расчета налога на имущество физлиц исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости
В настоящее время после того, как субъект РФ принял закон о расчете налога по кадастровой стоимости, в первые четыре года к определенному налоговому периоду действует соответствующий коэффициент: 0.2, 0.4, 0.6, 0.8. В ряде случаев такой расчет налога привел к его существенному увеличению, так как одновременно изменилась и кадастровая стоимость недвижимости при проведении очередных туров кадастровой оценки.
Законопроект предусматривает отмену роста указанного коэффициента при достижении значения 0.6, начиная с четвертого года применения кадастровой стоимости при расчете налога.
Одновременно вводится коэффициент, ограничивающий ежегодное увеличение суммы налога не более чем на 10% по сравнению с предыдущим периодом. Он будет применяться в регионах, где при расчете налога используется коэффициент 0.6, и далее ко всем налоговым периодам. При этом предусматривается, что действие коэффициента не распространится на коммерческие объекты торгово-офисного назначения, включенные в перечень, формируемый в соответствии со ст. 378.2 НК РФ.
Проект об обязательном страховании вкладов малых предприятий готовится к третьему чтению
Поправки могут пройти Госдуму уже 24 июля.
С января систему страхования вкладов хотят распространить на малые предприятия. Сейчас она работает только для физлиц и ИП.
Таким образом, если ЦБ РФ отзовет у банка лицензию или введет мораторий на удовлетворение требований его кредиторов, малое предприятие сможет быстро вернуть деньги в пределах 1,4 млн руб. При этом не имеет значения, размещены ли средства в банке во вкладе или на счете.
Важно, что малые предприятия смогут получить возмещение, если они включены в единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса (https://rmsp.nalog.ru/) на день наступления страхового случая.
Деньги Агентство по страхованию вкладов (https://www.asv.org.ru/) перечислит на банковский счет, который нужно будет указать в заявлении о выплате.
Учитывайте, что сейчас есть перечень случаев, когда деньги не страхуются. По сути, он не изменится. Его лишь скорректируют в связи с распространением действия системы страхования вкладов на малые предприятия.
Документ: Проект Федерального закона N 194162-7 (http://sozd.parliament.gov.ru/bill/194162-7)
Принят во втором чтении 19 июля 2018 года
Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (утв. Президиумом Арбитражного суда Дальневосточного округа 29.06.2018, с изменениями, утвержденными постановлением Президиума Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.07.2018 N 13)
Президиумом Арбитражного суда Дальневосточного округа обобщены позиции по проблемным вопросам применения законодательства о закупках
Отмечается, в частности, следующее:
– установление в закупочной документации противоречивых и неизмеряемых требований к участникам, нарушение положений законодательства о минимально допустимых сроках заключения договора приводит к необоснованному ограничению допуска к участию в закупке и нарушению Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции”;
– установление в закупочной документации специального требования к предмету закупки (конкретизирующего характеристики требуемого специфического товара) не может рассматриваться как ненадлежащее исполнение заказчиком своих обязанностей и как ограничение доступа к участию в закупке;
– при наличии обстоятельств, объективно подтверждающих потребность заказчика в проведении закупки определенным способом, ее проведение именно таким образом возможно при условии, если данный способ закупки предусмотрен Положением о закупочных процедурах, разработанным хозяйствующим субъектом, и не противоречит общим принципам применения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”;
– установление заказчиком в закупочной документации требований о предоставлении документов, не относящихся непосредственно к предмету закупки, является нарушением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” и ограничивает количество потенциальных участников закупки;
– положения конкурсной документации открытого конкурса, разработанные заказчиком с учетом его потребностей, в части оценки по критериям “опыт участника” и “квалификация персонала”, не противоречащие положениям Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” и Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции”, дискриминационными не являются.
Приказ Минфина России от 18.06.2018 N 136н “О внесении изменений в приложение к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 11 мая 2016 г. N 58н “Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов”
Минфином России установлены новые минимальные цены на водку и ликеро-водочную продукцию
В новой редакции излагается приложение к Приказу Минфина России от 11 мая 2016 г. N 58н, предусматривающее цены, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции.
Так, в частности, устанавливаются унифицированные минимальные цены за 0,5 литра водки крепостью свыше 37 до 40 процентов включительно. Данная мера исключит возможность производителям алкогольной продукции (водки) крепостью свыше 37 до 38 процентов включительно не применять минимальную цену.
Одновременно предусматривается увеличение минимальных цен.
Так, например, минимальная розничная цена за 0,5 литра водки с НДС и акцизом крепостью свыше 38 до 39% включительно теперь составит 205 рублей (сейчас – 201 рубль).
Проект Федерального закона N 249505-7 “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации” (ред., принятая ГД ФС РФ во II чтении 12.07.2018)
Госдума приняла во втором чтении законопроект о сокращении срока камеральной проверки по НДС, освобождении от налога движимого имущества и других изменениях в НК РФ
Законопроектом в НК РФ вносятся многочисленные поправки, предусматривающие, в частности:
сокращение срока проведения камеральной налоговой проверки декларации по НДС с 3 до 2 месяцев (увеличение срока до 3 месяцев возможно в случае установления фактов, указывающих на наличие нарушений);
уточнение порядка проведения дополнительных мероприятий налогового контроля (в том числе в части представления возражений по результатам их проведения);
введение ограничения на действие договоров о создании КГН до 2023 года;
уточнение оснований признания сделок контролируемыми;
уточнение порядка подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и применения налоговых вычетов;
снижение критерия о минимальной совокупной сумме уплачиваемых налогов до 2 млрд рублей в целях применения заявительного порядка возмещения НДС, а также применения права на освобождение от уплаты акцизов;
изменение условий установления субъектами РФ пониженной ставки налога на прибыль, подлежащего зачислению в соответствующие бюджеты;
установление размеров госпошлин за предоставление лицензий на осуществление энергосбытовой деятельности;
исключение из объекта налогообложения налогом на имущество организаций движимого имущества.
Проект Федерального закона N 346805-7 “О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием налогового администрирования” (ред., принятая ГД ФС РФ во II чтении 12.07.2018)
Законопроект об уплате физлицами единого налогового платежа прошел второе чтение
Поправки в Налоговый кодекс РФ направлены на совершенствование налогового администрирования и предусматривают, в частности:
введение единого налогового платежа, перечисляемого физическим лицом в счет предстоящей уплаты имущественных налогов – транспортного, земельного и налога на имущество. Зачет суммы внесенного платежа в счет уплаты налогов, недоимки и задолженности по ним будет осуществляться налоговым органом самостоятельно;
возможность уплаты налогов через МФЦ, а также установление ответственности МФЦ, организаций почтовой связи и местных администраций за нарушение сроков внесения принятых денежных средств в кредитные организации для их перечисления в бюджетную систему.
Проект МЧС: за нерабочую пожарную сигнализацию смогут приостановить бизнес на три месяца
По отдельному составу КоАП РФ предлагают наказывать за то, что в нерабочем или неисправном состоянии находятся:
– наружное или внутреннее противопожарное водоснабжение;
– электроустановки, электрическая продукция;
– системы автоматического пожаротушения, пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей, противодымной защиты.
Накажут и за то, что эвакуационные выходы не соответствуют требованиям пожарной безопасности.
Должностных лиц оштрафуют на сумму от 15 тыс. до 20 тыс. руб. Компаниям придется заплатить от 200 тыс. до 400 тыс. руб. Альтернативное наказание – деятельность смогут приостановить на срок до 90 суток.
Сейчас за такие нарушения только штрафуют по более общему составу. Приостановить деятельность могут лишь в случае, если нарушения повлекли тяжкий вред человеку или смерть.
Документ: Проект федерального закона (http://regulation.gov.ru/projects#npa=82576)
Публичное обсуждение завершается 14 августа 2018 года
Информация ФНС России <Об обязанности индивидуальных предпринимателей по уплате НДС при приобретении муниципального имущества>
Индивидуальный предприниматель, приобретающий муниципальное имущество, обязан уплатить НДС в бюджет
ИП приобрел в собственность у Комитета по управлению имуществом объекты недвижимости для использования в предпринимательской деятельности. Налоговая инспекция в ходе налоговой проверки доначислила предпринимателю не уплаченный им в бюджет НДС. ИП не согласился с решением инспекции и оспорил его в суде, поскольку НДС был уплачен им Комитету в составе выкупной стоимости муниципального имущества.
Суды указали, что в данном случае Комитет – продавец имущества не является плательщиком НДС, и в местный бюджет спорные суммы поступили ошибочно.
Решение налоговой инспекции является правомерным в связи с тем, что в федеральный бюджет данный налог не был зачислен, и, следовательно, обязанность предпринимателя по его уплате не была исполнена.
Определение Верховного Суда РФ от 25.07.2018 N 308-КГ18-2949 по делу N А32-1748/2017
Верховный Суд РФ поддержал налогоплательщика в споре с налоговым органом по вопросу исчисления годичного срока для предъявления НДС к возмещению
Из материалов дела следует, что налогоплательщик на основании договоров подряда, заключенных в 2010 – 2012 годах, обязался выполнить работы по созданию систем автоматизации и связи.
При получении авансовых платежей налогоплательщик исчислил и уплатил в бюджет соответствующие суммы НДС.
В 2014 году заказчик работ направил налогоплательщику уведомления о зачете в одностороннем порядке своих требований о возврате сумм неотработанных авансов в счет встречных однородных требований. В августе 2015 года сторонами договоры подряда были расторгнуты.
В уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2015 года налогоплательщик заявил к вычету НДС с сумм неотработанных авансов.
Основанием для отказа в возмещении НДС послужил вывод налогового органа о нарушении налогоплательщиком годичного срока вычета, установленного пунктом 4 статьи 172 НК РФ, который, с точки зрения инспекции, подлежит исчислению с момента получения налогоплательщиком уведомлений о зачете сумм авансовых платежей в 2014 году.
Суды трех инстанций, соглашаясь с позицией инспекции, исходили из того, что НК РФ связывает начало исчисления срока вычета налога с моментом прекращения обязательства по возврату неотработанных авансовых платежей.
Верховный Суд РФ, отменяя принятые решения, указал, что судами не учтено следующее.
Согласно пункту 4 статьи 172 НК РФ вычеты производятся в полном объеме после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров или отказом от товаров (работ, услуг), но не позднее одного года с момента возврата или отказа.
Исходя из пункта 1 статьи 54 НК РФ, финансово-хозяйственные операции учитываются в целях налогообложения при условии их документального подтверждения, т.е. при отсутствии неопределенности.
Согласно материалам дела налогоплательщик не был согласен с направленными ему в одностороннем порядке уведомлениями о зачете авансовых платежей, оспаривал в суде наличие оснований для таких действий заказчика.
Исчисление срока на принятие к вычету сумм НДС с момента получения уведомлений в такой ситуации не соответствовало бы действительной позиции налогоплательщика как участника гражданского оборота, не признававшего возврат авансовых платежей в качестве факта своей хозяйственной деятельности ввиду наличия об этом неурегулированных разногласий с контрагентом.
Определенность в отношениях между сторонами наступила с принятием судебных актов по исковым требованиям налогоплательщика к заказчику.
Следовательно, налогоплательщик был вправе исходить из возникновения у него оснований для принятия к вычету НДС с момента принятия таких судебных актов (в 2015 году), а не с момента получения уведомлений от заказчика (в 2014 году).
В такой ситуации годичный срок для предъявления НДС к возмещению с полученных авансов налогоплательщиком не был пропущен. Это означает, что решение налоговой инспекции об отказе в возмещении НДС неправомерно.
Проект Федерального закона N 301924-7 “О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона “О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации” (текст ко второму чтению)
Законопроект о легализации самовольных построек подготовлен ко второму чтению
Законопроектом, в частности, уточняется понятие самовольной постройки. Так, предлагается установить, что такой постройкой не будет признаваться строение, созданное с нарушением установленных ограничений по использованию земельного участка, если для его строительства были получены необходимые разрешения и в соответствии с ними собственник не знал и не мог или не обязан был знать о наличии ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Также законопроектом предусматривается механизм приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями. Закрепляется, что решение о сносе самовольной постройки или о ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом. Также устанавливается, что срок для сноса постройки не может составлять менее трех и более 12 месяцев, а срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями не может составлять менее шести месяцев и более трех лет.
Для приобретателей зданий, сооружений или других строений, права собственности на которые ранее были зарегистрированы, предусматривается право на возмещение за счет РФ убытков в связи с утратой права собственности на такие объекты в случае принятия решения о сносе построек или о приведении их в соответствие с установленными требованиями. Сумма возмещения составит размер рыночной стоимости указанных объектов либо расходов на их снос.
Письмо ФАС России от 06.07.2018 N АЦ/51469/18 <О разъяснении по вопросу отнесения организации к субъектам естественной монополии в случае отсутствия указанной организации в реестре субъектов естественных монополий>
ФАС России названы критерии, используемые при рассмотрении вопроса об отнесении хозяйствующего субъекта к субъектам естественной монополии
Такими критериями являются:
наличие у хозяйствующего субъекта во владении на праве собственности или ином законном основании объектов имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности в сферах, указанных в Федеральном законе “О естественных монополиях”;
наличие факта осуществления регулируемой деятельности в сферах, указанных в Федеральном законе “О естественных монополиях”.
Кроме этого, в отношении субъектов естественных монополий органами регулирования естественных монополий может применяться ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельных уровней.
Таким образом, факт наличия установленного тарифа (его предельного уровня) является косвенным подтверждением отнесения хозяйствующего субъекта к субъекту естественной монополии.
Вопрос об отнесении хозяйствующего субъекта к субъекту естественной монополии, при наличии информации об осуществлении им деятельности на основании тарифа (его предельного уровня), следует рассматривать во взаимосвязи и в совокупности с критериями отнесения хозяйствующего субъекта к субъекту естественной монополии в соответствии с Федеральным законом “О естественных монополиях”.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Постановление администрации города Владимира от 03.07.2018 N 1502
“Об утверждении Положения о порядке аннулирования разрешений на установку и эксплуатацию средств наружной рекламы и информации”
Регламентированы случаи принятия администрацией города Владимира решения об аннулировании разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, а также конструкции, не содержащей информацию рекламного характера.
Проекты решений об аннулировании указанных разрешений готовит муниципальное казенное учреждение “Управление наружной рекламы и информации города Владимира”.
Решение об аннулировании разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций и конструкций, не содержащих информацию рекламного характера, подписывает заместитель главы администрации города Владимира, курирующий вопросы наружной рекламы. Данное решение может быть обжаловано в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его получения.
Информация подготовлена юристом ВО ОПОРА РОССИИ – Федоровой Еленой Владимировной с использованием правовой системы КонсультантПлюс.
Напоминаем, что в ВО “ОПОРА РОССИИ” работает юридическое бюро, где можно проконсультироваться по всем интересующим Вас вопросам. Предварительная запись по тел 8 (4922) 53-36-75 либо по адресу электронной почты opora33@gmail.com