Вопросы внедрения контрольно-кассовой техники обсуждались 11 апреля в Общественной палате РФ. Этой теме был посвящен круглый стол, в котором приняли участие – члены ОП, представители ФНС и власти, региональные уполномоченные по правам предпринимателей, лидеры общественных организаций. Владимирское областное отделение «ОПОРЫ РОССИИ» представляла его председатель – Екатерина Краскина.
Участники встречи высказали мнение, что полностью перейти на использование ККТ нового образца с 1 июля 2017 года бизнес-сообщество не сможет. Для того, чтобы закон заработал, необходимо внести в него ряд важных изменений. Они и были сформулированы по итогам анализа тысяч жалоб, поступающих из регионов. Во Владимирской области «ОПОРА» открыла горячую линию для сбора информации и поддержки предпринимателей в вопросах перехода на ККТ нового порядка.
Проведенный среди субъектов МСП мониторинг свидетельствует о том, что более 80% предпринимателей не поддерживают введение новых правил, считая реформу нецелесообразной. 9% предпринимателей уже сейчас заявили о намерении закрыть бизнес. 47% считают, что выживание их компании после введения нового закона – под вопросом. На существенные расходы при переходе на новые кассы пожаловались 28% респондентов.
14 % бизнесменов жалуются на высокую цену касс, высокие сроки поставки беспокоят 16% опрошенных, ограниченное предложение ККТ на рынке – 43%. Более 80% предпринимателей отметили в качестве основной проблемы – нехватку фискальных накопителей (об этом говорили на встрече представители всех регионов). Также много вопросов возникает с установкой и обслуживанием нового оборудования и обучением персонала.
На сегодняшний день по всей стране зарегистрировано чуть более 80 тысяч ККТ нового образца – таковы данные ФНС, озвученные на круглом столе. По словам представителя налоговой службы, изготовлено 562 тысячи единиц фискальных накопителей, из них зарегистрированы на сегодняшний день – 276 тысяч. Все это говорит о невысоких темпах перехода на новые кассы – закон для большинства субъектов МСП вступает в силу, как известно, с 1 июля 2017 года.
Отдельно были рассмотрены на круглом столе вопросы, касающиеся микробизнеса. Для него переход на кассы нового образца особенно ощутим (оборудование одного рабочего места может обойтись предпринимателю в сумму от 30 до 60 тысяч рублей).
О необходимости корректировки сроков введения закона говорили многие участники круглого стола. На сегодняшний день в Госдуму внесены три законопроекта, предусматривающих перенос сроков вступления в силу некоторых положений федерального закона 290-ФЗ. Также в первом чтении принят законопроект о налоговом вычете в 18 000 рублей за одну единицу ККТ – круг получателей этого вычета может быть расширен.
Общественная палата разработала ряд предложений к Правительству России, которые могут способствовать нормализации ситуации. Одна из основных рекомендаций касается введения моратория на штрафы за нарушение порядка использования ККТ до 1 января 2018 года. За первое выявленное нарушение использования ККТ обязательно должно применяться предупреждение.
Также важно внести в законодательство изменения, которые бы позволили предприятиям, которые ранее были освобождены от использования ККТ, получать компенсацию на покупку кассы и программного обеспечения, а остальным – компенсировать модернизацию касс. Особенно эта мера поддержки будет актуальна для микробизнеса.
Поддержать предпринимателей может разработка и внедрение специальной программы по льготному кредитованию на приобретение новой ККТ и возможности субсидирования банковской процентной ставки. Также предложено запустить программу утилизации старых кассовых аппаратов.
Общественная палата призывает Правительство внести в закон изменения, которые бы позволили освободить от использования ККТ предприятия, применяющие специальные налоговые режимы и работающие в местностях, отдаленных от сетей связи, где отсутствуют точки доступа к Интернету.
Другая рекомендация касается необходимости включения в перечни труднодоступных, отдаленных от сетей связи территорий, которые формально входят в состав городов, однако по факту являются небольшими сельскими поселениями. Предлагаются также рассмотреть возможность внесения изменений в закон, которые бы позволили бы освободить такие территории от использования кассовой техники.
По мнению членов Общественной палаты, необходимо вести мониторинг стоимости услуг операторов фискальных данных, а также выработать и внедрить меры по защите коммерческой информации, передаваемой через такого оператора. Еще одно предложение касается торговых автоматов, которые уже ведут учет и формируют всю статистику – им предлагается разрешить использовать существующее программное обеспечение.
Нужно отметить, что часть рекомендаций, нашедших отражение в резолюции, созвучны предложениям, сформулированным владимирским отделением «ОПОРЫ» по итогам поездок «Бизнес-автобуса», работы «горячей линии» и Бюро по защите прав предпринимателей.
«Мы регистрируем множество обращений. Большая часть, конечно, негативные. Предприниматели видят важность закона, который, несомненно, повысит прозрачность собираемости налогов, но недовольны сроками введения нового порядка и низким уровнем готовности инфраструктуры, которая задействована в процессе, – отметила председатель ВО «ОПОРА РОССИИ» Екатерина Краскина. – Все свои предложения мы проанализировали и направили в Государственную Думу, Правительство, Общественную палату, губернатору и депутатам Законодательного собрания. Сейчас видно, что проблемы с переходом на кассы нового образца типичны для всей страны. А значит реальны и перспективы принятия изменений в действующее законодательство».
Резолюция по итогам круглого стола будет направлена в Совет Федерации, кроме того Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов включит выводы, к которым пришли участники встречи в свой доклад президенту. Уже 18 апреля все предложения, сформулированные Общественной палатой, будут озвучены на ежегодной конференции ФНС России.