г. Владимир, Луначарского, 3, оф. 110

Рынок госзакупок становится более открытым и доступным для малого бизнеса

30.07.2018

Новости

Опыт участия в процедурах закупок для государственных и муниципальных нужд обсудили 26 июля участники круглого стола, организованного Владимирским областным отделением «ОПОРЫ РОССИИ» и Общественной палатой г.Владимира. В диалоге приняли участие предприниматели и представители власти. Каждая из сторон со своей позиции постаралась оценить изменения в системе государственных закупок и сформулировать предложения по ее совершенствованию.

Встреча началась с обсуждения результатов мониторинга активности субъектов рынка госзакупок. Заказчиками этого исследования выступили организаторы круглого стола, а куратором стала компания «Бизнес-Поддержка».

«Мы поручили провести это исследование, чтобы понять, насколько изменилась система государственных закупок в России, нужно ли ее совершенствовать и по каким направлениям, – отметила, открывая мероприятие, председатель Владимирского областного отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Екатерина Краскина. – Еще некоторое время назад проблемы, связанные с участием малого и среднего бизнеса в процедурах госзакупок, были среди наиболее частых тем обращений в ОПОРУ. Сейчас мы наблюдаем, что таких вопросов стало меньше. Мониторинг подтвердил, что ситуация в данной сфере несомненно улучшается, хотя проблемные вопросы еще остаются – судя по результатам исследования, его участники в ряде случаев сталкивались с ценовым демпингом, установлением особых или повышенных требований к участникам закупок или закупаемым товарам. Но, повторюсь, рынок госзакупок становится более открытым и доступным для МСП. Полученные данные позволили нам сформулировать конструктивные предложения по решению зафиксированных проблем». 

«44-ФЗ достаточно строго регламентирует сферу госзакупок, устанавливая требования ко всем ее участникам. Повышение контроля идет планомерными шагами. Так, например, на сегодняшний день есть возможность осуществления контроля информации, представленной в планах-графиках, планах закупок, контрактах, – отметил председатель комитета по государственным закупкам ВО «ОПОРА РОССИИ» Виктор Лимонов. – В целом, все участники говорят об увеличении прозрачности системы государственных закупок».

Участие в исследовании приняли более 170 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – представителей малого и среднего бизнеса Владимирской области. Большинство из них (50%) связаны со сферой госзакупок от 1 года до 3 лет. У 30% опрошенных – опыт менее 3 лет. Остальные 20% – начинающие участники, со стажем в данной сфере менее года.

Электронный аукцион и запрос котировок названы участниками исследования в числе наиболее предпочтительных процедур определения поставщиков.

За последний год более 54% опрошенных становились поставщиками по результатам закупок от 1 до 10 раз. 35% участников опроса еще более активны и заключили контракты с государственными структурами свыше 20 раз. 11% компаний за последний год ни разу не стали победителями.

Среди причин, по которым компания не участвовала в процедурах закупок или участвовала в них один раз, респонденты назвали занижение начальной цены контракта, нехватку собственных средств для его исполнения, недостаточность информации о размещении заказа, а также задержки оплаты по контракту со стороны заказчика.

При этом большинство опрошенных – 53% отметили, что у них не возникло сложностей с участием в процедуре государственных закупок. 16% назвали одной из проблем рынка – необоснованность требований к поставщикам, ограничивающих возможность их участия в торгах. Также среди сложностей, с которыми столкнулись предприниматели: недостаточность информации о заказе – 14% респондентов, некорректные требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товаров (работ, услуг) – 10%, несвоевременная оплата контрактов – 8%, создание искусственных административных барьеров – 5%, и лишь три компании (2% участников опроса) назвали в числе проблем коррупционную составляющую.

Судя по итогам мониторинга, большинство предпринимателей со случаями коррупции не сталкивались (78% опрошенных), еще 22% респондентов назвали уровень коррупции низким.

Также в результате опроса выяснилось, что большинство компаний 83% ни разу за последние два года не обращались в уполномоченные органы за защитой своих прав и законных интересов.

Все участники опроса отметили увеличение прозрачности системы государственных закупок по сравнению с начальным этапом ее внедрения. Никто из респондентов – победителей процедур – за последние два года не сталкивался со случаями уклонения от заключения контракта со стороны заказчика, а также с проблемами при сдаче/приемке товаров (работ/услуг) для государственных и муниципальных нужд.

Предприниматели, присутствовавшие на встрече, согласились с результатами исследования, рассказав о своем успешном и негативном опыте участия в государственных закупках. Больше всего проблем, по мнению участников встречи, возникает даже не в ходе самих процедур (хотя, конечно, имеют место случаи ограничения конкуренции, выражающиеся в установлении заказчиком каких-либо особых или повышенных требований к поставщикам).

Самое большое беспокойство у предпринимателей вызывают действия конкурентов – недобросовестных поставщиков, которые нередко побеждают благодаря ценовому демпингу. Часто контракты выигрывают компании, не имеющие соответствующих ресурсов для выполнения работ.  Цена, по мнению добросовестных бизнесменов, не может быть основным критерием в госзакупках. Не менее важно качество поставляемых товаров и услуг. А оно в условиях нереально низкой цены часто страдает. Тут важна позиция заказчика, который должен отстаивать свои интересы на разных этапах проведения закупочных процедур.

На деле же заказчик, получивший товар ненадлежащего качества, часто не в состоянии даже провести экспертизу – так как это довольно затратная статья, которая к тому же сама является предметом торговых процедур. Иногда заказчику приходится мириться с подобной ситуацией по другой причине – например, предмет закупок нужен ему срочно, и времени на объявление следующего конкурса, аукциона и котировки просто нет. В конечном итоге, страдают люди – получатели товаров и услуг, ставших предметом государственных закупок.

Бороться с контрафактом и недобросовестными поставщиками, считают участники круглого стола, необходимо всем вместе. Сделать это можно меняя законодательство, чтобы минимизировать возможности проникновения на рынок нечистых на руку компаний и облегчить жизнь добросовестным участникам закупок.

По итогам встречи были сформулированы несколько предложений, которые будут направлены законодателям регионального и федерального уровней:

  1. На законодательном уровне ограничить допустимое падение начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) в ходе торгов (например, не более 75% от НМЦК). В случае, если в ходе торгов несколько (два и более) участников дошли до этого уровня, торги прекратить и признать их несостоявшимися.
  2. В части необходимости предоставления во вторых частях заявок участников торгов документов, подтверждающих сертификацию продукции или услуги, на законодательном уровне разработать четкие критерии необходимости предоставления таких документов либо отсутствия такой необходимости в рамках закупочных процедур.
  3. Для минимизации «серых» схем, дабы избежать необоснованного завышения требований заказчика к товару, работе или услуге (за рамками сертификации), законодательно установить набор стандартных категорий требований к товару, работе или услуге либо разработать стандартные технические задания по различным видам закупок.
  4. Установить единые требования к формам документов, размещаемых в рамках извещений о проведении торговых процедур в ЕИС (формат документов Word,  Exсel, сканированные  jpg или иные, архив rar или zip и.т.д.).
  5. Перенести сроки введения обязательного использования электронных процедур на период до 2025 года, поскольку данные нововведения негативным образом сказываются на малом и среднем бизнесе, влекут за собой дополнительные финансовые и временные расходы и требуют дополнительных ресурсов, в том числе, кадровых.
  6. На законодательном уровне установить необходимость проведения обязательной экспертизы при приемке товаров, работ и услуг заказчиком при исполнении контрактов силами государственных экспертных учреждений, предусмотреть для заказчиков возможность заключения таких договоров с экспертными организациями без проведения торговых процедур за счет средств бюджета. В случае отрицательного заключения экспертизы взыскивать такие расходы с недобросовестного поставщика.
  7. Ввести обязательное авансирование при исполнении государственных и муниципальных контрактов для субъектов малого и среднего бизнеса.
  8. Законодательно установить порядок заключения контрактов при условии, что победитель торговой процедуры не является плательщиком НДС.

 

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x