Владимирское отделение «ОПОРЫ» пригласило предпринимателей области на круглый стол по выработке предложений по совершенствованию закона о госзакупках
Об участии в электронных торгах и госзакупках по 44-ому федеральному закону говорили участники круглого стола, организованного Владимирским областным отделением «ОПОРЫ РОССИИ». Участники мероприятия, среди которых были владимирские предприниматели, эксперты по госзакупкам и представители власти, получили возможность обсудить спорные моменты участия в электронных торгах и аукционах.
Председатель ВО «ОПОРА РОССИИ» Екатерина Краскина, открывая круглый стол, отметила, что встреча проводится не просто ради обсуждения проблемы участия малого и среднего бизнеса в госзакупках, а для выработки конкретных предложений по совершенствованию правового поля в этой сфере.
«Мы собрались не для того, чтобы посетовать на трудности и пожаловаться друг другу на недоработки закона, наша цель – конкретные предложения, которые можно продвигать дальше. Вместе с вами мы будем направлять все наши наработки в органы власти, чтобы совершенствовать федеральное, региональное, муниципальное законодательство», – отметила Екатерина Краскина.
В круглом столе помимо предпринимателей из города Владимир и округа Муром также приняли участие Уполномоченный по защите прав предпринимателей Дмитрий Третьяков, представитель Росреестра Лариса Хасина, заместитель директора областного департамента имущественных и земельных отношений Игорь Лапин, начальник управления муниципального заказа администрации г.Владимира Олег Зяблов.
Директор ООО «Бизнес-Гарант» Виктор Лимонов отметил, что вопросы, которые нечетко прописаны законом, не всегда трактуются в пользу предпринимателей. Но из-за таких непроработанных моментов чаще страдают обе стороны – и заказчик, и исполнитель контракта.
О проблемных вопросах, связанных с исполнением 44-ФЗ, рассказала советник директора компании «Бизнес-Гарант» Елена Федорова. Она напомнила, что более двух лет назад закон пришел на смену 94-му ФЗ, в отношении которого тоже было много нареканий. На 44-ФЗ возлагались большие надежды, участники закупочной деятельности рассчитывали, что закон урегулирует спорные моменты. К сожалению, нерешенных вопросов остается еще очень много, включая и наличие коррупционных составляющих (возможность сговора, рейдерства, демпинга).
На круглом столе были озвучены несколько проблемных моментов. Например, изъяном документа называют неоднозначность толкования некоторых положений и понятий закона. В качестве примера было приведено понятие «Наименование места происхождения товара». Одни считают, что речь идет о стране-производителе товара или услуги, другие – что помимо страны необходимо указание четкого юридического адреса организации-производителя.
Многие из присутствующих обратили внимание на то, что закон вызывает большое количество вопросов из-за отсутствия единообразной правоприменительной практики.
Также среди проблемных моментов участниками круглого стола назывались отсутствие сбалансированности требований к заказчику и поставщику, несоразмерный размер штрафных санкций за нарушение или неисполнение обязательств по контракту, необходимость введения в организации специальной контрактной службы или назначения контрактного управляющего, поскольку это влечет за собой дополнительные затраты.
Впрочем, без закрепления за работой с закупками и торгами конкретных специалистов не обойтись еще и потому, что закон представляет собой огромный массив информации. Сам законопроект занимает 150 страниц, на 600 страницах содержатся комментарии к нему, а еще есть подзаконные акты, классификаторы и другие документы.
У заказчиков возникают сложности с планированием закупок, особенно в небольших объемах, а также – с проведением экспертизы. Участники круглого стола, отметили, что в законе должны быть прописаны критерии товаров и услуг, которые должны проходить эту экспертизу в обязательном порядке, и обозначены послабления для остальных.
Прояснения требует момент так называемой приемки товара, который предполагает, что заказчик должен привлекать сторонних экспертов к приемке товаров или создавать свою комиссию. Пока в законе не прописан алгоритм организации этого процесса.
Со своей стороны, предприниматели отметили, что не всем фирмам по карману установленное законом финансовое обеспечение заявки по контракту, поскольку это ведет к заморозке средств предприятия, особенно, если контракт не один, а несколько. Здесь же обсудили и роль кредитных организаций в процессе закупок.
Необходимо ускорить процесс создания типовых контрактов и обязательных шаблонов на федеральном уровне, а также довести до совершенства работу информационной системы, где проходят процедуры госзакупок, пока к ее работе есть претензии.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Дмитрий Третьяков отметил, что за два года в аппарат уполномоченного от предпринимателей поступило всего 4 обращения, связанных с 44-ФЗ. В итоге, все решения были приняты в пользу бизнесменов. Его предложения по изменению законодательства касаются развития института экспертизы исполнения контрактов, установления разумных сроков оплаты по госконтрактам, предоставления возможности участия в закупках на сумму до 1 млн. руб. предприятиям, расположенным на территории проводящего закупку субъекта, а также установления запрета на привлечение субподрядчиков по государственным и муниципальным контрактам.
Все вопросы, прозвучавшие на круглом столе, будут проанализированы, сформулированные на их основе предложения по внесению изменений в законодательство будут направлены в законодательные органы власти.