В настоящее время проходит реформа регулирования использования контрольно-кассовой техники нового образца. Принятый Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает поэтапный переход субъектов предпринимательской деятельности на применение контрольно-кассовой техники с функцией передачи данным о совершенных операциях в налоговые и иные государственные органы.
Согласно закону до 1 июля 2017 г. должны перейти на новые кассовые аппараты те предприниматели, которые ранее применяли ККТ старого образца (с ЭКЛЗ). До 1 июля 2018 г. кассы должны установить те, кто сейчас освобожден от необходимости их применять (плательщики ЕНВД, ИП на патентной системе налогообложения и пр.).
В рамках «первого» этапа до 1 июля 2017 г. должны быть перерегистрированы около 1,2млн. касс, а сейчас прошли перерегистрацию немного больше 440 тыс.В рамках «второго» этапа до июля 2018 г. должны быть установлены или модернизированы порядка 2 млн.касс.
«ОПОРА РОССИИ» отмечает, что внедрение онлайн-касс создает новые возможности по использованию электронных сервисов субъектами предпринимательской деятельности, применяющими контрольно-кассовую технику, при ведении наличных расчетов и расчетов с использованием платежных карт. За счет создаваемых реформой возможностей бизнес может улучшить собственные технологии к управлению активами и персоналом.
Вместе с тем проводимая реформа затрагивает миллионы хозяйствующих субъектов, которые несут существенные расходы по покупке и установке онлайн-касс.«ОПОРА РОССИИ» анализирует вопросы и барьеры, с которыми сталкиваются субъекты предпринимательской деятельности в ходе реформы. По результатам проведенной работы следует отметить следующие проблемы.
- Ответственность за несвоевременную установку касс
Из-за ажиотажного спроса, отсутствие достаточного количества касс и фискальных накопителей, дефицита специалистов сервисных центров обслуживания предприниматели могут не успеть в срок до 1 июля получить онлайн-кассу с фискальным накопителем и подключить ее.
В настоящее время Кодексом РФ об административных правонарушениях (статья 14.5) установлена ответственность за неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством случаях – на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.
Повторно выявленное нарушение влечет административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям влечет предупреждение или наложение административного штрафа до 10 тыс. руб.
«ОПОРА РОССИИ» считает необходимым принять до 1 июля нормативный акт, освобождающий от штрафных санкций добросовестных предпринимателей, которые заключили договор поставки (покупки), но не успели в срок получить и уставить кассу.
- Перечень местностей, отдаленных от сетей связи
До настоящего времени некоторые субъекты РФ не утвердили перечни территорий, удаленных от сетей связи. По закону предпринимателям, работающим в отдаленных от сетей связи местностях, не нужно заключать договоры с операторами фискальных данных(ОФД) при условии утверждения перечня таких территорий региональным органом власти.
«ОПОРЕ РОССИИ» необходимо, в том числе через региональные отделения, добиваться утверждения перечней во всех регионах и максимального расширения территорий, осуществление деятельности в которых освобождает хозяйствующих субъектов от необходимости передавать данные в режиме онлайн.
- Онлайн-кассы и ЕГАИС
Для онлайн-ККТ предусмотрена возможность их применения без передачи данных через оператора фискальных данных в местностях, удаленных от мест связи. Это территорииопределяются властями субъектов, а в качестве критерия выступает численность населения менее 10 тыс. чел.
Однако, для передачи данных от продажи алкоголя через ЕГАИС, где также используется Интернет, исключения другие – численность населенного пункта до 3 тыс. чел.
Необходимо синхронизировать требования к онлайн-кассам и оборудованию ЕГАИС. Для этого Минфину Росси необходимо разработать необходимые изменения в законодательство.
- Избыточная отчетность для организаций, торгующих алкоголем
В настоящее время контроль за оборотом алкогольной продукции осуществляется при помощи нескольких дублирующих инструментов:
ЕГАИС;
контроль применения контрольно-кассовой техники;
декларирования объемов производства и оборота алкогольной продукции;
журнала учета объемов розничной продажи алкогольной продукции.
Системы ЕГАИС и контроля за ККТ, предусмотренные для всей цепочки производства и оборота, полностью решает задачу контроля. Иные формы отчетности являются излишними и должны быть отменены.
«ОПОРА РОССИИ» считает необходимым разработать поправки в Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» в части исключения избыточной отчетности.
- Уменьшение суммы налога на расходы, связанные с приобретением ККТ («налоговый вычет»)
На рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находится проект федерального закона № 18416-7 № «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и об установлении коэффициента-дефлятора, необходимого в целях применения главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации на период 2017-2019 годов», которым вносятся изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающие возможность уменьшения индивидуальными предпринимателями, применяющими систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и патентную систему налогообложения, суммы уплачиваемого налога на расходы по приобретению ККТ, включенной в реестр ККТ и обеспечивающей передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных.
При этом размер указанных расходов ограничивается суммой в 18 тыс. рублей на единицу ККТ, применяемой на каждом месте осуществления расчёта с покупателем в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении ККТ.
«ОПОРА РОССИИ» считает необходимым предусмотреть в законопроекте следующие положения:
предоставление права на уменьшение суммы налога не только индивидуальным предпринимателям, но и юридическим лицам на ЕНВД по всем применяемым кассам.Несправедливо распространять данное правило ИП с большими оборотами и не делать этого для юрлиц с маленькими оборотами;
возможность переноса вычета на другие налоговые периоды (сейчас предприниматель на патенте, уплачивающий патент меньше 18 тыс. руб., не сможет полностью вычесть затраты на кассы).
- Бессрочность ЕНВД
«ОПОРА РОССИИ» отмечает, что благодаря позиции нашей организации действие ЕНВД было продлено с 2018 г. до 2021 г.
В связи с тем, что государство имеет возможность видеть оборот, проходящий через кассу, в системе ЕНВД, необходимо внести изменения в Налоговый кодекс РФ, сделав этот режим налогообложения действующим бессрочно.
- Освобождение ИП на патентной системе налогообложения от обязанности применять ККТ
В настоящее время патентная система налогообложения распространяется на 63 вида деятельности, субъекты Российской Федерации имеют право конкретизировать данный перечень. Суть патентной системы налогообложения заключается в уплате индивидуальным предпринимателей определенной фиксированной суммы (патента).
Применение ККТ такими ИП нецелесообразно. Введение новых требований к контрольно-кассовой технике не повлияет на собираемость налогов с данной категории налогоплательщиков.
«ОПОРА РОССИИ» считает необходимым внести изменения в Федеральный закон № 54-ФЗ, исключив необходимость применения ККТ для субъектов предпринимательской деятельности, применяющих патентную систему налогообложения.
- Практика навязывания хозяйствующим субъектам дополнительных необязательных услуг
Малый бизнес покупает кассы и комплектующие не у производителей, а, как правило, в центрах технического обслуживания (ЦТО). К сожалению, ЦТО, пользуясь низкой информированностью предпринимателей, навязывают необязательные дополнительные услуги (регистрация ККТ на сайте налогового органа, договор на обслуживание с ЦТО).
В связи с ажиотажным спросом субъекты предпринимательской деятельности сталкиваются с существенным ростом стоимости дополнительных услуг, отказом ЦТО продавать ККТ без необязательного договора на обслуживание.
«ОПОРА РОССИИ» считает необходимым обратиться в ФАС России с изложением фактовантиконкурентных действий ЦТО и практики завышения стоимости услуг.
- Несовместимость программного обеспечения с новой контрольно-кассовой техникой, дороговизна новых программ
Хозяйствующие субъекты сталкиваются с несовместимостью установленной ими контрольно-кассовой техники с привычными программными продуктами (бухгалтерские программы, программы для предприятий общественного питания, системы управления содержимым (СМS)). Адаптация программ для новых моделей ККТ еще не завершена, появляющееся программное обеспечение стоит дорого.
В связи с требованием законодательства об отражении в кассовых чеках всей номенклатуры проданных товаров, хозяйствующие субъекты вынуждены приобретать дорогостоящее программное обеспечение, позволяющее оптимизировать бизнес-процессы, связанные с выполнением этого требования.
«ОПОРА РОССИИ» считает необходимым обратиться в ФАС России с просьбой провести мониторинг хода адаптации и стоимости программного обеспечения на предмет нарушений антимонопольного законодательства.
- Отсутствие необходимого числа специалистов в сфере обслуживания (ремонта) контрольно-кассовой техники
Хозяйствующие субъекты сталкиваются с проблемой отсутствия специалистов, имеющих компетенции в установке и ремонте контрольно-кассовой техники. В ряде случаев в случае возникновения проблем при установке или использовании кассы хозяйствующий субъект узнает, что специалист, который может решить проблему, находится за несколько сотен километров. В результате теряется значительное время связанное с перемещением и обслуживанием (ремонтом) кассы.
«ОПОРА РОССИИ» считает необходимым нормативно регламентировать сроки и процедуры обслуживания (ремонта) контрольно-кассовой техники.
- Технические проблемы при регистрации контрольно-кассовой техники
При регистрации личного кабинета налогоплательщика для последующей регистрации контрольно-кассовой техники хозяйствующие субъекты сталкиваются с техническими проблемами в виде необходимости установки дополнительных плагинов, неподдержки браузером шифрования защищенных соединений, зависанием «заявления» и пр.
Служба технической поддержки ФНС рассматривает запросы о неисправностях в течение 15 дней.
Эти трудности вынуждают предпринимателей заключать договора с ЦТО.
«ОПОРА РОССИИ» предлагает создать оперативную службу технической поддержки, оказывающую содействие по телефону в регистрации контрольно-кассовой техники.
Вывод:
К настоящему времени в рамках «первого» этапа, который реализуется в активной фазе с февраля 2017 г., в налоговых органах зарегистрировано менее 40 %онлайн-касс от общего «парка» касс, подлежащих перерегистрации. Предприниматели повсеместно сталкиваются с дефицитом касс, фискальных накопителей и специалистов по техническому обслуживанию.
В рамках «второго» этапа к 1 июля 2018 г. должно быть перерегистрировано как минимум в 2 раза больше касс. При этом новые кассы должны быть установлены теми субъектами предпринимательской деятельности, кто сейчас не обязан их использовать, что может вызвать еще больше проблем.
К настоящему времени не созданы технические решения для использования онлайн-касс отдельными категориями хозяйствующих субъектов (например, в вендинговой торговле).
Поскольку речь идет о существенных затратах для 2,5 млн. субъектов предпринимательской деятельности, «ОПОРА РОССИИ» считает необходимым по итогам анализа реализации «первого» этапа реформы сузить круг хозяйствующих субъектов, обязанных применять онлайн-кассы, ипри необходимости уточнить сроки реализации «второго» этапа.