Председатель регионального отделения «ОПОРА РОССИИ» Екатерина Краскина, глава города Суздаль Игорь Кехтер и генеральный директор компании «Владинвесттур» Наталья Мизина выступили на экспертной дискуссии «Экономика. Образование. Туризм», которая состоялась в рамках Гайдаровского форума.
Екатерина Краскина говорила о роли малого и среднего бизнеса в развитии внутреннего туризма в России. Подробнее здесь.
Игорь Кехтер, в свою очередь, рассказал участникам заседания о доступных муниципалитетам инструментах развития внутреннего туризма.
«Перед муниципалитетом стоит несколько задач, которые он решает для развития туризма: во-первых, необходимо создать комфортную среду для пребывания гостя, во-вторых, заниматься продвижением и позиционированием своей территории, создать мотивацию для посещения именно этого места и условия для инвестирования», – отметил Кехтер.
Игорь Кехтер разделил инструменты для поддержки и развития туризма на материальные и нематериальные. К первым – глава Суздаля отнес прямое бюджетное финансирование туристических программ, снижение налоговой нагрузки на бизнес, работы по благоустройству, освещению, качественной уборке города. «Важно даже оперативное и своевременное проведение плановых и аварийных ремонтных работ на городских улицах», – подчеркнул Игорь Кехтер.
Но нельзя забывать и про нематериальные инструменты поддержки бизнеса. И тут речь идет в большей части о разработке и реализации ключевых для муниципалитета документов. В частности, территории необходима стратегия развития и современный генеральный план. Важен также по сбор и анализ статистической информации в сфере туризма, а также разработка и принятие нормативно-правовых документов о частно-муниципальном партнерстве. Среди нематериальных инструментов Игорь Кехтер также назвал работу по обеспечению безопасности туристов, формированию у жителей доброжелательного отношения к гостям, сохранению и развитию уникальных традиций территории, поддержке событийных мероприятий.
«Порой важны не столько деньги, сколько взаимопонимание бизнеса власти. Нужно помнить, что у муниципалитета есть разнообразный инструментарий, и браться за дело с оптимизмом. Потому что иногда лавочка, урна или указатель, поставленные в нужном месте и вовремя, могут сыграть большую роль, нежели бездарно потраченные сотни тысяч рублей», – завершил свое выступление Игорь Кехтер.
Генеральный директор компании «Владинвесттур» Наталья Мизина в своем выступлении говорила о формировании туристического продукта на внутреннем рынке и за рубежом. По ее словам на рынке туристических услуг в сегменте культурно-познавательного туризма, туров выходного дня и событийных программ наблюдается несколько устойчивых тенденций. Среди них – снижение спроса на туры для взрослых организованных групп и резкое увеличение спроса на сборные (графиковые) туры. Это может быть связано с тем, что крупные компании в условиях кризиса начали экономить на корпоративном премиальном отдыхе для своих сотрудников.
«С нашей точки зрения реанимировать объем организованных корпоративных групп невозможно без налоговых инструментов, позволяющих включить в затраты компаний расходы на приобретение турпутевок по внутреннему туризму», – отметила Наталья Мизина.
Увеличился спрос на длительные путешествия – от 3-4 ночей и больше. Раньше 70% туров приходилось на однодневные автобусные экскурсии и туры выходного дня на 1 и 2 ночи. По словам Натальи Мизиной, таким образом начинает работать импортозамещение – туристы вместо автобусных туров по Европе выбирают внутрироссийские маршруты.
Турист стал более придирчиво относиться к выбору места отдыха. Наметилась тенденция по увеличению спроса на туристический продукт, сформированный на базе отелей класса 4****. А по востребованным маршрутам и событийным турам дефицит таких гостиниц уже составляет порядка 45%. Кроме того, туристы, выбирающие качественный отдых, все чаще стали обращать внимание на то, является ли категория отеля 4**** официальной в соответствии с российским классификатором.
«Гостиничной базы уровня 4**** крайне мало, а уж отели с официальными 4**** можно по пальцам посчитать. Поэтому однозначно объем продаж упрется в потолок инфраструктурных возможностей», – отметила в своем выступлении Наталья Мизина.
Тревогу вызывает тенденция увеличения количества туроператоров по внутреннему турпродукту, каждый из которых стремится удовлетворить свои профессиональные амбиции и выставить свой продукт в полном объеме. Это зачастую приводит к недобору количества туристов в группе и следовательно – к отмене туров.
«С негативом от общения с туристами по аннулированному туру сталкивается турагент. И он уже просто боится продавать следующие туры. Это сдерживает наращивание объемов продаж и уж точно не увеличивает конкурентоспособность внутреннего туристического продукта», – отметила Наталья Мизина.
Говоря о продвижении турпродукта на внутреннем и зарубежном рынках, Наталья Мизина отметила, что прежде всего нужно делать ставку на продвижение не брендов конкретного туроператора, а именно брендовых туристских маршрутов, например, «Золотое кольцо России», Большая Волга, Серебряное кольцо. Внимание также нужно уделять участию в профессиональных выставках с узнаваемым брендом.
«В современных условиях, когда идет перестройка внутреннего туристического рынка, своевременно учитывать в работе все изменения просто необходимо, – считает Наталья Мизина. – Это позволит более эффективно выстроить отношения участников туристического рынка и предложить конечному клиенту качественный туристический продукт».