Депутаты в финальном чтении приняли проект о такси
Масштабный проект о работе служб заказа такси, перевозчиков и водителей прошел третье чтение. Основная часть поправок может вступить в силу 1 сентября 2023 года (ч. 1 ст. 36 проекта). Рассмотрим ряд из них.
Планируют создать 3 региональных информресурса:
– реестр перевозчиков (ст. 6 проекта). В нем укажут в том числе сведения об электронном разрешении на перевозку пассажиров;
– реестр такси (ст. 10 проекта). В нем будут данные о ТС, их владельцах и т.д.;
– реестр служб заказа такси (ст. 16 проекта). В него включат среди прочего адреса, по которым расположены базы данных, а также технические средства для получения, хранения, обработки и передачи заказов.
В салоне такси обяжут размещать номер записи в региональном реестре перевозчиков такси и пр. (ч. 3 ст. 9 проекта).
Установят ряд запретов на допуск водителей к управлению такси. В частности, в рейс не выпустят того, у кого на день до перевозки есть более 3 неоплаченных штрафов за нарушения в области дорожного движения. Исключение – случаи, когда сроки уплаты штрафов истекли (п. 4 ч. 2 ст. 12 проекта).
Службы заказа такси должны будут предоставить ФСБ или ее территориальному органу доступ к системам и базам данных, которые позволяют получать, хранить, обрабатывать и передавать заказы. Как выполнять обязанность, определит правительство (ч. 7 ст. 14 проекта).
Также обозначили, когда и как служба заказа такси отвечает за вред жизни, здоровью и имуществу пассажира (ч. 2 ст. 29 проекта).
Документ: Проект Федерального закона N 121564-8 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/121564-8)
Президиумом Верховного Суда РФ представлен обзор судебной практики N 3 в 2022 году
В Обзоре содержатся правовые позиции по разрешению споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав, с социальными и пенсионными отношениями, споров, возникающих из договоров обязательного страхования гражданской ответственности, споров с сетевыми и газораспределительными организациями.
Рассмотрены, в том числе, практики применения гражданского законодательства, законодательства о несостоятельности (банкротстве), земельного и природоохранного законодательства, законодательства о защите конкуренции, а также приведена практика реализации судами положений Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года.
В частности, закреплены следующие выводы:
– если требование о расторжении договора займа имеет то же основание, что и требование о возврате суммы займа, порядок исчисления срока исковой давности совпадает;
– законом не предусмотрена возможность повторного предоставления отсрочки от призыва на военную службу на период очного обучения в образовательной организации по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе;
– внепроцессуальное общение судьи с подсудимым по рассматриваемому им уголовному делу является основанием досрочного прекращения полномочий судьи.
<Информация> ФНС России от 26.12.2022 “С 1 января меняются реквизиты для уплаты налогов через ЕНС”
Реквизиты для перечисления налоговых платежей, а также образцы заполнения платежек размещены на промостранице на сайте ФНС
С 1 января 2023 года изменится порядок перечисления налоговых платежей.
Информация, размещенная на сайте ФНС, поможет разобраться во всех нюансах заполнения платежных документов.
Особое внимание рекомендовано обращать на заполнение реквизита 17 – “Номер счета получателя средств”.
С 1 марта 2025 года предлагается запретить осуществлять без лицензии деятельность по оказанию дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных услуг в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие указанную деятельность, обязаны будут получить соответствующую лицензию не позднее 1 марта 2025 года.
Обязательные лицензионные требования к соискателю лицензии, лицензиату, требования к порядку организации и проведения оценки соблюдения лицензионных требований, порядку государственного контроля (надзора) за соблюдением лицензионных требований будут установлены актом Правительства РФ.
Организации и ИП, изъявившие желание перейти на УСН, ЕСХН или АвтоУСН с 2023 года, уведомляют об этом налоговый орган не позднее 9 января 2023 года
Согласно действующему правилу уведомить налоговый орган о переходе на специальный налоговый режим необходимо не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого осуществляется переход на соответствующий налоговый режим.
В 2022 году 31 декабря является выходным днем (суббота). С учетом переноса срока на ближайший следующий за ним рабочий день предельный срок подачи уведомления – 9 января 2023 года.
ФНС сообщает о порядке исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, в случае наличия оснований для применения повышенных налоговых ставок по налогу
Федеральным законом от 31.07.2020 N 266-ФЗ предусмотрено применение повышенных налоговых ставок в размере 8% и 20% налогоплательщиками, у которых доходы с начала налогового периода превысили 150 млн рублей, но не превысили 200 млн рублей и (или) средняя численность работников превысила 100 человек, но не превысила 130 человек. Данный порядок предусмотрен законом в целях сохранения права налогоплательщиков на применение УСН при превышении данных показателей.
В целях исключения получения необоснованной выгоды от применения предусмотренного механизма исчисления налога ФНС России сообщает о возможности применения общих налоговых ставок в размере 6 либо 15 процентов к части налоговой базы, определенной в приведенном порядке.
Правила об автоматизированной работе с биометрическими данными хотят объединить в одном законе
Госдума в третьем чтении приняла масштабный проект о том, как проводить идентификацию и (или) аутентификацию по биометрическим сведениям. Документ не касается случаев, когда соответствие такой личной информации проверяют вручную. Есть и другие исключения (ч. 2 ст. 1 проекта).
Многие положения проекта уточняют основные подходы к работе с биометрией, которые действуют сейчас.
Например, установят запрет среди прочего для госорганов, бизнеса и нотариусов обусловливать обслуживание физлиц обязательной идентификацией и (или) аутентификацией по биометрии. Речь идет не только об оказании государственных и прочих услуг, но и о выполнении работ, продаже товаров. Объем услуг и работ, а также количество товаров тоже нельзя будет ставить в зависимость от прохождения этих процедур (ч. 12 ст. 3 проекта).
Положение вступит в силу со дня его опубликования в виде федерального закона (ч. 1 ст. 27 проекта).
Сейчас действует менее детализированное правило. Оно запрещает отказывать в обслуживании физлицу, которое не хочет предоставлять биометрические сведения.
В проекте есть и много других положений. Среди них те, которые определяют, как:
– проводить идентификацию и (или) аутентификацию с помощью единой биометрической системы (ст. ст. 9 и 10 проекта);
– осуществлять такие процедуры при проходе на территории юрлиц (ст. 13 проекта);
– обрабатывать биометрические данные вне единой системы (ст. 15 проекта).
Документ: Проект Федерального закона N 211535-8 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/211535-8)
Внесены уточнения в процедуру лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры
Изменения направлены на оптимизацию и автоматизацию процессов в сфере лицензирования и разрешительной деятельности.
Теперь, в частности, для получения лицензии соискатель подает заявление с указанием сведений о документах (ранее – приложением копий документов).
Сокращены сроки проверки и принятия решения лицензирующим органом в случае получения сведений в автоматическом и (или) автоматизированном режимах, сформированных посредством ФГИС “Единая информационная платформа национальной системы управления данными”.
С 1 января по 31 марта 2023 г. планируется установить максимальные размеры кредитов, по которым заемщикам могут быть предоставлены кредитные каникулы
Так, например, согласно проекту максимальный размер кредита (займа) для потребительских кредитов, заемщиками по которым являются физические лица, будет составлять 300 тыс. рублей; для кредитов, которые выданы в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности и обязательства по которым обеспечены ипотекой, – 3 млн рублей; для потребительских кредитов на цели приобретения автотранспортных средств с залогом – 700 тыс. рублей.
Действие постановления планируется распространить на правоотношения, возникшие с 1 октября 2022 г.
“Совещание с членами Правительства” (информация с официального сайта Президента РФ от 14.12.2022)
Минфин: погасить отсроченные платежи по страховым взносам возможно будет равными долями в течение 12 месяцев начиная с июня следующего года
Погашение отсроченных платежей может быть осуществлено с июня 2023 года по май 2024 года. Для этого необходимо будет обратиться с заявлением в налоговую службу, в том числе в онлайн-режиме.
ФАС России будет рассматривать споры и разногласия в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами
Речь идет о досудебных спорах по вопросам установления и (или) применения тарифов в сфере обращения с ТКО, возникающих между уполномоченными исполнительными органами субъектов РФ, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере обращения с ТКО, и потребителями услуг таких организаций.
Также предусматривается, что в случае невыполнения или ненадлежащего исполнения решения ФАС виновные лица будут привлекаться к административной ответственности.
Настоящее постановление вступает в силу со дня вступления в силу Федерального закона “О внесении изменений в статью 5 Федерального закона “Об отходах производства и потребления”.
ФНС: если истребуемые документы составлены в электронном виде не по форматам, рекомендованным ФНС, в налоговый орган необходимо представить копии на бумажном носителе с отметкой о подписании электронной подписью
Также сообщается, что форматы документов, утвержденные Приказом ФНС России от 18.01.2017 N ММВ-7-6/16@, обеспечивают их направление в виде xml-файлов, а также в виде скан-образов документов (расширение: tif; jpg; pdf; png).
В настоящее время ФНС России разработан проект приказа в целях обеспечения возможности представления документов, созданных в формате PDF, в том числе по стандарту PDF/A-3.
<Информация> ФНС России
“Получить отсрочку (рассрочку) по уплате налогов будет проще с 1 января”
С 1 января 2023 года получить отсрочку (рассрочку) по уплате налогов станет проще
Порядок упрощен в связи с введением Единого налогового счета. Налогоплательщику достаточно направить заявление и пакет документов через личный кабинет или по телекоммуникационным каналам связи.
Изменился также и порядок представления обеспечения. Теперь залог, поручительство или банковскую гарантию можно представить в течение 30 дней после вынесения решения о предоставлении отсрочки (рассрочки).
Для юрлиц отменены требования к наличию чистых активов в размере, превышающем запрашиваемую к отсрочке (рассрочке) сумму.
Организации и ИП, изъявившие желание перейти на УСН, ЕСХН или АвтоУСН с 2023 года, уведомляют об этом налоговый орган не позднее 9 января 2023 года
Согласно действующему правилу уведомить налоговый орган о переходе на специальный налоговый режим необходимо не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого осуществляется переход на соответствующий налоговый режим.
В 2022 году 31 декабря является выходным днем (суббота). С учетом переноса срока на ближайший следующий за ним рабочий день предельный срок подачи уведомления – 9 января 2023 года.
Предлагается определить единые подходы к использованию кодов ОКВЭД для определения хозяйствующими субъектами видов экономической деятельности
Проектом закона ЕГРЮЛ и ЕГРИП предлагается определить в качестве источников данных о кодах ОКВЭД хозяйствующих субъектов.
Сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, дополняются данными о процентной доле осуществляемых видов экономической деятельности, определяемой в порядке, установленном Правительством РФ.
Исключается необходимость ежегодного подтверждения кодов ОКВЭД, при этом предусматривается обязанность представлять в регистрирующий орган сведения в случае изменения основного вида экономической деятельности, а также в случае если процентная доля по одному из кодов ОКВЭД хозяйствующего субъекта изменилась более чем на 20 процентов.
Конституционным Судом даны разъяснения по вопросу перерасчета платы за вывоз ТКО за период непроживания в жилом помещении его собственника, не зарегистрированного в нем по месту жительства
Непроживание собственника жилого помещения в таком помещении (в том числе по причине регистрации и постоянного проживания в ином жилом помещении) не освобождает его от обязанности по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО. Полное же освобождение лица от внесения платы за указанную коммунальную услугу не согласовывалось бы с рядом конституционных принципов.
Отмечено, что факт регистрации по месту жительства не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации его прав и свобод. При перерасчете платы за вывоз ТКО надлежит исходить из того, что такого рода перерасчет не придает какого-либо правоподтверждающего значения наличию или отсутствию регистрации в данном жилом помещении его собственника и иных лиц.
Таким образом, часть 11 статьи 155 ЖК РФ и пункты 56.2 и 148.36 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не противоречат Конституции РФ. Указанные нормы не могут служить основанием для дифференцированного решения вопроса о предоставлении собственнику жилого помещения, который в нем постоянно не проживает, права на перерасчет платы за вывоз ТКО, исчисляемой исходя из количества проживающих, на основании нормативов накопления ТКО в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении в зависимости от наличия или отсутствия у этого собственника и иных лиц регистрации в этом жилом помещении.
Для налогоплательщиков УСН при переходе на применение АУСН перерегистрация ККТ не требуется
Для индивидуальных предпринимателей, перешедших на применение АУСН, действует общеустановленный порядок регистрации ККТ.
При этом отмечено, что форма заявления о регистрации ККТ включает в себя подачу сведений из отчета о регистрации ККТ.
Отчет включает реквизит “система налогообложения” (тег 1062). Поскольку перечень типов систем налогообложения, приведенных в таблице 6 приказа, не содержит кода для АУСН, до внесения изменений в отчете рекомендуется указывать код для упрощенной системы налогообложения (УСН).
Сокращены сроки согласования и предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности
В частности, сроки принятия решений в ряде случаев сокращены с 30 до 20 дней, при этом в случае если схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории подлежит согласованию – с 45 до 35 дней.
Кроме того, на собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками, возложена обязанность в случае обнаружения пожара на земельном участке, используемом для сельскохозяйственного производства, немедленно уведомить пожарную охрану и оказывать ей содействие при тушении пожара на данном земельном участке.
Настоящий федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2023 года.
Ко второму чтению подготовлен законопроект, продлевающий на 2024 год статус социального предприятия для ряда субъектов МСП, реализующих книжную продукцию
Речь идет о субъектах малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность по реализации книжной продукции для детей и юношества, учебной, просветительской и справочной литературы.
Законопроектом для таких предпринимателей статус социальных предприятий продлевается до 31 декабря 2024 года включительно.
Предлагают установить порядок маркировки товаров при сбоях в системе “Честный знак”
Подготовили проект о том, как во время сбоя в системе “Честный знак” действовать, в частности, участникам оборота товаров, которые нужно маркировать. Речь идет об аварии, которая возникла из-за нарушителей и повлекла значительную угрозу безопасности информации (абз. 1 и 3 п. 2 проекта изменений). Публичное обсуждение поправок завершат 29 декабря.
Оператор системы среди прочего сообщит об аварии участникам по всем доступным каналам связи. Планируют, что бизнес продолжит вводить товары в оборот, осуществлять его и выводить продукцию из него (абз. 4, 6 и 7 п. 2 проекта изменений).
Если участники не смогут получить от оператора коды маркировки, их нужно будет брать из запаса. Производителей и импортеров хотят обязать формировать его хотя бы на 7 рабочих дней. Для этого они смогут запросить коды у оператора (абз. 8, 13 и 14 п. 2 проекта изменений).
Если участники за 2 часа не смогут передать в систему сведения, их обяжут зарегистрировать и хранить эту информацию в своих учетных системах. При этом оборот, ввод и вывод из него товаров останавливать нельзя. Чтобы направить данные в “Честный знак”, бизнесу по общему правилу отведут 3 рабочих дня с момента, когда оператор уведомит об окончании аварии. Так же следует действовать, если система не сообщит о приеме сведений (абз. 9 п. 2 проекта изменений).
Участники не будут отвечать, например, если нарушили срок отправки данных из-за аварии (п. 1 проекта изменений).
Есть и другие поправки.
Документ: Проект постановления Правительства РФ (https://regulation.gov.ru/projects#npa=134275)
Даны разъяснения по вопросу об установлении налоговых льгот по налогу на имущество организаций
Сообщается, в частности, что в узком значении налоговая льгота является элементом налогообложения, который не относится к обязательным элементам налогообложения, перечисленным в пункте 1 статьи 17 Налогового кодекса. В отличие от налоговой льготы налоговая ставка (в том числе дифференцированная или пониженная) является обязательным элементом налогообложения, и налогоплательщик не может произвольно ее применять или отказаться от ее применения.
Учитывая различную правовую природу налоговых ставок и налоговых льгот, Налоговым кодексом разграничено регулирование (в том числе установление и применение) указанных элементов налогообложения, в том числе по налогу на имущество организаций.
Согласно пункту 2 статьи 380 Налогового кодекса (в редакции Федерального закона от 29.11.2021 N 382-ФЗ) субъектам РФ предоставлено право устанавливать дифференцированные (пониженные) налоговые ставки по налогу на имущество организаций в зависимости от вида объекта недвижимого имущества и (или) его кадастровой стоимости.
Установление дифференцированных (пониженных) налоговых ставок по налогу на имущество организаций для отдельных категорий налогоплательщиков, а также установление налоговых льгот в виде дифференцированных (пониженных) налоговых ставок Налоговым кодексом не предусмотрено.
В новом году АО и ООО смогут проводить любые общие собрания заочно – поправки прошли Госдуму
В третьем чтении приняли масштабный проект, чтобы с 1 января в том числе продлить многие антикризисные меры. Среди прочего хотят не применять до 31 декабря 2023 года включительно запрет проводить в форме заочного голосования общее собрание акционеров, на котором надо (п. 1, пп. “а” п. 2 ст. 19 и ч. 1 ст. 33 проекта):
– избрать совет директоров или ревизионную комиссию;
– назначить аудиторскую организацию либо индивидуального аудитора;
– утвердить годовой отчет, годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если по уставу этим не занимается совет директоров.
До конца 2023 года могут пролонгировать право выбирать заочную форму и для общего собрания участников ООО, если нужно утвердить годовые отчет и бухгалтерский баланс (п. 1 и пп. “б” п. 2 ст. 19 проекта).
Чтобы провести такие собрания заочно, АО нужно решение совета директоров, а ООО – решение исполнительного органа.
Напомним, послабления вводили, в частности, на 2022 год.
О других важных положениях проекта мы расскажем в ближайшее время.
Документы: Проект Федерального закона N 222860-8 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/222860-8)
ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ
С 1 января 2023 года установлена величина прожиточного минимума во Владимирской области.
В частности, на душу населения величина прожиточного минимума во Владимирской области составляет 13944 рубля.
Постановление вступает в силу с 01.01.2023 и действует до 31.12.2023.
На 2023 год установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Владимирской области в размере 8 рублей 40 копеек на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения.
Признано утратившим силу постановление администрации области от 04.02.2022 N 50 “Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Владимирской области на 2022 год”.
Определены условия предоставления по договорам аренды государственного имущества Владимирской области (в том числе земельных участков), арендаторами по которым являются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, юридические лица, в которых одно и то же физическое лицо, являющееся единственным учредителем (участником) юридического лица и его руководителем, в случае если указанные физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели или физические лица, являющиеся учредителем (участником) юридического лица и его руководителем, призваны на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации или проходили военную службу по контракту, либо заключили контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, отсрочки уплаты арендной платы на период прохождения военной службы или оказания добровольного содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации.
Предоставлена отсрочка уплаты арендной платы по договорам аренды муниципального имущества (в том числе земельных участков), по договорам на размещение нестационарных торговых объектов на период прохождения военной службы или оказания добровольного содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, и возможность расторжения указанных договоров без применения штрафных санкций физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в которых одно и то же физическое лицо, являющееся единственным учредителем (участником) юридического лица и его руководителем, в случае если указанные физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели или физические лица, являющиеся учредителем (участником) юридического лица и его руководителем, призваны на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации или проходят военную службу по контракту, либо заключили контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации.
На территориях муниципальных образований Киржачский район и Александровский муниципальный район Владимирской области будет создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа “Владимир”
С администрациями Владимирской области, Киржачского района Владимирской области и муниципального образования Александровский муниципальный район Владимирской области будут заключены соответствующие соглашения.
*Информация подготовлена юристом ВО “ОПОРА РОССИИ” – Федоровой Еленой Владимировной.