Ситуация в сфере малого и среднего бизнеса во Владимирской области продолжает ухудшаться, количество субъектов МСП за период с 10 августа 2018г. по 10 августа 2019 г. по данным ФНС сократилось на 4,7% или 2,5 тысячи субъектов бизнеса. В регионе, как и в стране в целом, назрела необходимость принятия срочных мер по выравниванию напряженной ситуации, а также разработки стимулирующих средств для повышения активности предпринимателей, чтобы достичь поставленных Президентом страны целей Национального проекта «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Дабы определить главные пожелания бизнес-сообщества на текущий момент, Владимирским областным отделением «ОПОРЫ РОССИИ» был проведен опрос среди предпринимателей региона. По итогам был сформирован значительный перечень возможных мероприятий, необходимых с точки зрения бизнеса для качественного улучшения климата ведения предпринимательской деятельности во Владимирской области. Все предложения были направлены Губернатору Владимирской области Владимиру Сипягину и Председателю регионального Законодательного собрания Владимиру Киселеву, а также в федеральную ОПОРУ РОССИИ для дальнейшей проработки в федеральных органах власти.
По мнению председателя ВОО «ОПОРА РОССИИ» Екатерины Краскиной, в первую очередь необходимо усилить льготы по упрощенному налогу и, конечно, обратить внимание на имущественный налог.
С 1 января 2020 года вступает в силу Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ, который фактически упраздняет льготу по уплате налога на имущество организаций для пользователей спецрежимов и меняет порядок расчета налога на имущество. Налог на имущество по кадастровой стоимости будет начисляться по всей недвижимости, если у нее определена такая стоимость. Не будет иметь значения, упомянута ли недвижимость в региональном перечне, к какому типу относится эта недвижимость и т. д.
Вводимые изменения уточняют определение понятия «объект налогообложения по налогу на имущество организаций» (п. 1 ст. 374 НК РФ).
Так, из новой редакции НК РФ прямо следует, что в целях исчисления налога на имущество с кадастровой стоимости обязанность по уплате не определяется фактом принятия к учету имущества именно в качестве основного средства.Далее, из поправок в статью 378.2 НК РФ (изменен подпункт 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, дополнен подпунктом 2.2 пункт 12 ст. 378.2 НК РФ) следует, что с 1 января 2020 года вне зависимости от факта упоминания недвижимого имущества в соответствующем региональном Перечне, если кадастровая стоимость имущества установлена, то подлежит уплате «кадастровый» налог на имущество организаций. И это глобально меняет подход к налогообложению имущества по кадастровой стоимости.
Дело в том, что в новой редакции объект кадастрового налогообложения «жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств…» заменен на «иные объекты недвижимого имущества, признаваемые объектами налогообложения в соответствии с главой 32 НК РФ».В свою очередь глава 32 НК РФ, а именно – п. 1 ст. 401 – фактически содержит открытый перечень налогооблагаемых объектов, поскольку оканчивается всеобъемлющей фразой «иные здания, строения, сооружения, помещения». Более того, эта же норма включает в объект налогообложения объекты незавершенного строительства. То есть получается, что если незавершенное строительство поставлено на кадастровый учет, то оно облагается с 2020 года «кадастровым» налогом на имущество организаций.
Таким образом, с 2020 года организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), если кадастровая стоимость имущества установлена (а в нашем регионе она уставлена), также будут уплачивать «кадастровый» налог на имущество вне зависимости от факта упоминания недвижимого имущества в соответствующем региональном Перечне. Напомним, что согласно п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение УСН организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с НК РФ).
Согласно п.2 ст.372 НК РФ, устанавливая налог на имущество организаций, законодательные органы субъектов Российской Федерации могут определять сами налоговую ставку в пределах, установленных налоговым кодексом РФ (от 0% до максимума 2,2%), порядок и сроки уплаты налога. Могут быть установлены льготы для каких то категорий. Если закон в регионе не будет принят, то это фактически означает, что вступают в силу предельные требования федерального законодательства – а именно, ставка 2,2% на любое имущество всех бизнес-структур, без каких либо льгот.
В ряде регионов уже давно приняты областные законы, устанавливающие меньшие ставки и определенные льготы, переходные периоды. Например, Ярославская, Костромская, Ивановская область. Нормативно-правовые акты данных областей по налогу на имущество организаций устанавливают меньший размер ставки налога и предусматривают ряд льгот, в том числе с учетом площади зданий и помещений.
В связи с чем, с целью сохранения самой возможности ведения предпринимательской деятельности во Владимирской области, а также в связи с предстоящей отменой ЕНВД, во избежание существенного увеличения налоговой нагрузки для субъектов малого и среднего предпринимательства, ВОО «ОПОРА РОССИИ» обратилась к региональной власти с предложением о создании рабочей группы в региональной администрации по вопросу внесения изменений в действующий Закон от 12 ноября 2003 года № 110-ОЗ «О НАЛОГЕ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ». Задача – установление сниженных размеров налоговых ставок по налогу на имущество организаций и льгот для отдельных видов деятельности либо категорий налогоплательщиков, установление постепенного перехода на максимальные ставки. Как минимум, предприниматели ОПОРЫ РОССИИ считают целесообразным:
– установить для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, минимальный размер площади помещения, не облагаемого налогом на имущество от его кадастровой стоимости, в размере не менее 1 500 кв.м.;
– установить минимальные ставки данного налога и льготы для приоритетных категорий налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению и услуг по предоставлению мест для временного проживания.