Названы барьеры для развития государственно-частного партнерства в России

  • >
  • >
  • Названы барьеры для развития государственно-частного партнерства в России

Нехватка грамотных специалистов, отсутствие профильных центров компетенций и ограниченный доступ к финансовым ресурсам в большинстве регионов тормозят участие малого и среднего бизнеса в проектах государственно-частного партнерства (ГЧП) в России. К такому выводу пришли участники совместного расширенного заседания рабочей группы АСИ по развитию ГЧП и комитета по ГЧП «Опоры России». Участие в заседании приняла и председатель ВО ОПОРА РОССИИ Екатерина Краскина.

«Как нет двух одинаковых людей, так и нет двух совершенно одинаковых проектов ГЧП, - отметила во вступительном слове руководитель рабочей группы Елена Николаева. - Это не «коробочные» решения, и грамотных специалистов, которые умеют работать с этим инструментом, реализовывать такие нестандартные проекты, очень мало».

О необходимости формирования «единого окна» в регионе и его роли в развитии ГЧП рассказала Анна Лукина, генеральный директор ГАУ КО «Центр государственно-частного партнерства Калужской области».

«В Калужской области создан специализированный центр ГЧП, это «единое окно», которое работает со всеми участниками процесса, - заявила Лукина. – Мы берем на себя сложную стадию предпроектной подготовки, формируем «дорожные карты» по ГЧП, проводим обучающие семинары для представителей региональных и муниципальных властей».

Однако такие примеры единичны, поэтому пример Калужской области следует тиражировать, считают эксперты. «Чаще всего никто в регионе не понимает, что такое ГЧП, - отмечает Ксения Емельянова, председатель Комитета по ГЧП Липецкого регионального отделения «Опоры России». – Необходимо устранять создавшийся информационный «коллапс», нужно создавать центры компетенции в регионе, на всех возможных площадках информировать как бизнес, так и власть о том, как работает механизм государственно-частного партнерства».

По оценке специалистов Комитета по ГЧП «Опоры России», еще одна проблема – несовершенство законодательства, отталкивающее от проектов ГЧП малый и средний бизнес, а также неоднозначность толкования действующих правовых норм.

«Большинство потенциальных инвесторов находится на упрощенной системе налогообложения, - подчеркнула Людмила Кибальникова, вице-председатель Комитета по ГЧП «Опоры России». - В случае заключения, к примеру, концессионного соглашения они вынуждены перейти на общую систему налогообложения. В результате налоговая нагрузка возрастает, бизнесу невыгодно».

Выявленные экспертами проблемы и успешный региональный опыт по развитию проектов ГЧП нужно тщательно изучить, подвела итоги заседания Елена Николаева. В ближайшее время рабочая группа соберет предложения экспертов по преодолению барьеров и структурирует их по отраслевому принципу.

«Когда меня спрашивают, какие проблемы есть в ГЧП, я отвечаю – никаких: ГЧП это просто инструмент, - резюмировала Николаева. – Есть отраслевые проблемы – как проекты ГЧП реализуются в той или иной сфере, например, ЖКХ или образовании. И здесь нужна точная настройка – чтобы механизм ГЧП был максимально эффективным для малого и среднего бизнеса».

Источник - сайт Агентства стратегических инициатив https://asi.ru/news/104454/ 

 

Вернуться к списку новостей

Посмотрите также: